Sign in to follow this  
Followers 0
  • entries
    16
  • comments
    0
  • views
    2,436

Пикап ГАЗ-13. Снова "здорово"

Чайка ГАЗ-13 (Эвакуационная машина) 

Ещё в период подготовки к национальным кольцевым гонкам в цеху специальных проектов ГАЗа остро встала потребность в специализированном автомобиле, который был бы своего рода «грузовичком-ассистентом» при спортивных мастерских завода. 
Перевезти двигатель или коробку передач, бочку с маслом или несколько тяжёлых деталей в пределах гаража и склада – вот для чего был нужен такой грузовик. 
И вот здесь механиков заводской гоночной команды ждало разочарование – грузовые шасси моделей 51, 52 и 53 были слишком громоздкими для цеха спецпроектов, а «Волги» 21-й модели – слишком слабыми. Заказать грузовичок на базе «Чайки» - означало превысить расходную смету команды. Хотя именно это шасси лучше всего подходило к большинству нужд специального цеха. 
Положение спасла находчивость главного тренера команды, заслуженного ветерана советского автоспорта - Леонида Артёмовича Севрюгина. Он пожертвовал своей служебной машиной в интересах команды. 
Дело в том, что его должность в рамках Горьковского автозавода – Главный Инженер Отдела Спортивных Автомобилей - равнялась по статусу министерской, и поэтому ещё в 1959-м году ему выдали «Чайку» с персональным водителем для служебных нужд. Это был обычный седан ГАЗ-13 чёрного цвета. 
Она и стала основой для « малой развозной машины», как её называли на стадии проектирования. 

По воспоминаниям очевидцев тех далёких дней, поначалу механики гаража собирались обойтись «малой кровью», планируя лишь срезать багажный отсек и небольшую часть крыши сзади, незначительно усилив раму и подвеску. 
Для этого в пакет задних рессор добавили по паре листов, а штатные ступицы заменили на усиленные, от экспериментального ГАЗ-29. Это позволило установить сзади двухскатные колёса, без выхода за габариты «Чайки». 
На этом «малая кровь» закончилась. Механики вовремя вспомнили, что машина им нужна не длиннее «Волги», чтобы уверенно разворачиваться в тесном пространстве боксов. 
У машины вырезали кусок рамы в 60 см, полностью переделали кузов, установив оригинальную грузовую платформу, крановую балку с лебёдкой «John Deer» и механическую коробку передач от грузовика ГАЗ-53 взамен штатной автоматической. 

Фактически, машина представляла собой «Франкенштейна» собранного из всего, что нашлось под рукой. При этом, несмотря на укороченную базу, машина превысила вес базового седана на 112 кг! Лишний центнер добавили крановая установка с валом отбора мощности между лебёдкой крана и КПП, прибавьте к этому и балку жёсткости связывающую борта своеобразным кольцом, на рисунке она находится сразу за кабиной, выросли неподрессоренные массы заднего моста. 
Из-за переделки рамы выхлопные трубы укоротили и вывели в специальные вырезы в кузовных панелей, внизу, за дверями кабины. 

К началу июня 1961-го автомобиль был готов и стал тем, что и нужно было цеху специальных конструкций – маленьким, маневренным и грузоподъёмным пикапом на каждый день. 
Машину покрасили в белый цвет и нанесли на борт чёрную штрих-полосу. 
Из-за того, что вал отбора мощности крановой лебёдки проходил к КПП через кабину, место осталось только для водителя, справа от него установили ящик для инструмента. Рядом, у задней стенки кабины установили запасное колесо. 
Несмотря на тесноту, водительское сиденье «Москвича»-403 позволяло осуществлять все регулировки и удобством рабочего места водителя жертвовать не пришлось. 
Стараниями создателей уникального в своём роде грузовичка, машина не потеряла и своей изначальной красоты, наоборот, сменив представительский «фрак» на рабочую «спецовку» у неё появился свой, необычный стиль. 

Переднее оперение, светотехника, двери кабины, лобовое стекло и часть крыши остались от донорской машины. В заднем бампере пришлось сделать глубокий вырез по центру, чтобы за него не цеплялся трос и грузы, а задние крылья и стенку кабины жестянщики спеццеха изготовили «с нуля». Задние вертикальные фонари остались штатные, «чайковские». Пол в кузове был сделан из трёхмиллиметровой 
бакелизированной фанеры и обит жестяным листом толщиной 0,8 мм. 

Регистрация в ГАИ прошла как замена кузова и машина стала зваться по техпаспорту как ГАЗ-13 «Чайка»-буксир. 

Из других интересных отличий следует обратить внимание на то, что спустя некоторое время, уже во время эксплуатации в гоночных боксах, машину оборудовали дополнительной светотехникой. На брус жёсткости, находившийся за кабиной, установили четыре дополнительных поворотных фары, две из них были развёрнуты назад, а две другие вперёд. На переднем бампере также были установлены две дополнительные лампы. 
И наконец, самое главное отличие – эмблема заводской гоночной команды на дверях кабины. 
Тот самый знаменитый «Крылатый олень» на фоне красного щита! 
Впервые эту эмблему нанесли именно на двери эвакуатора, построенного в гараже цеха специальных конструкций Горьковского автозавода. 
Надо сказать, что машина прослужила по своему назначению до 81-го года, регулярно выезжая в составе колонны технического сопровождения гоночной команды завода, в том числе и на гонки в Ле-Мане. 
Сейчас она находится в закрытом «Кремлёвском автомобильном музее» при Канцелярии Президента и каждый год, в День Автомобилиста экспонируется на Красной Площади вместе с другими экспонатами музея.

 

yEa7N6WYTzc.jpg




0 Comments


There are no comments to display.

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now