Sign in to follow this  
Followers 0
  • entries
    16
  • comments
    0
  • views
    2,435

Продолжение спортивной истории автомобиля ГАЗ-13 "Чайка".

В 1958-м году, сразу после запуска в серийное (А точнее, в мелкосерийное) производство автомобиля ГАЗ-13, спорткомитет и комсомольская организация Горьковского автозавода учредили гоночную команду для участия в кольцевых автогонках. Дебютные соревнования на Минском шоссе, в 1959-м и 1960-м показали столь хороший результат, что на самом высоком уровне было принято решение выставить горьковскую команду на 24-х часовые гонки во французском Ле-Мане. Впервые "Чайка" вышла на стартовую черту знаменитого марафона на выносливость в 1963-м. Честь представлять советский автоспорт в Ле-Мане выпала советским гонщикам - Александру Ипатенко и Виктору Галкину. Они усиленно тренировались в гонках на Минском шоссе и кольцевой трассе в Бикерниеки, в заездах по 12 и 24 часа. 

Чтобы перейти к непосредственному обзору тех июньских дней 1963-го года процитирую несколько заголовков с первых страниц известных европейских газет от 24-го июля: 
Французская «Le Figaro» - «Русская ракета взорвалась в Ле-Мане! Тысячи удивлённых!» 
Английская «The Telegraph» - «Русские снова завоёвывают Европу». 
Португальская «Jornal de Notícias» - «Белый демон избивает младенцев»! 
Красноречиво, не правда ли? 

А ведь ещё за месяц до начала заездов, те же газеты, в том числе и известное спортивно-обозревательное издание "Motor und Sport" писала, что "дебют русских будет украшен 20-м местом в общекомандном зачёте". 
Честно говоря, даже конструктор спортпрототипа, он же начальник команды - тов.Селивёрстов, больших надежд на новую машину не возлагал, справедливо считая, что главная цель спортивной "Чайки" - для начала продержаться на трассе все 24 часа. 
К счастью, всё оказалось намного лучше. И труднее. 
Получить первое место в своём классе было непросто, достаточно вспомнить, что даже финиш наших спортсменов несколько подпортил западногерманский гонщик Рудольф Ханске за рулём "Порше", зацепивший "Чайку"в повороте, из-за чего её вынесло на отбойник, и были потеряны драгоценные секунды. 

Начало гонок тоже было омрачено неприятными эпизодами. 
20-го июня на тренировочном заезде А.Ипатенко не успел вовремя отвернуть от сорванного обтекателя идущей впереди машины, упавшего ему под колёса, и передние шины лопнули. Машину пришлось срочно эвакуировать в бокс. 
На старте перед квалификацией, 21-го числа без видимых причин лопнул патрубок системы охлаждения, а ведь за срыв квалификации машину могли снять с гонок! Впрочем, механики команды ВО «Автоэкспорт» (Под их флагом «Чайка»-ГАЗ-13 Спорт отправилась во Францию) быстро устранили неисправность и машина показала хорошее время несмотря на двухминутное отставание на старте. 

Наконец, 22-го июня в 16:00 начался знаменитый 24-х часовой заезд! 
Подробности этой, одной из интереснейших в истории Ле-Мана гонки подробно описал в своих мемуарах Александр Ипатенко, я же приведу только несколько самых известных, т.н. «раскрученных фактов». 

На 7-м часе гонки «Остин-Хейли» Рекса Кронненберга сбил нашей «Чайке» левое переднее крыло, когда Галкин выезжал из зоны пит-стопа. Это, однако, никак не повлияло на ход соревнований, Галкин продолжил гонку. 
В 22:13 Рой Сальвадори, обгоняя Галкина в изгибе Мюльсанн, столкнул нашу машину в газон за пределы трассы. "Чайка" сразу отстала на 8 позиций, но до полуночи вернула себе 10 место в круге. Ночью, 00:23, после заправки и смены водителей Александр Ипатенко был восьмым, но в три часа ночи, сзади в него врезался "Спидстер-904" Карла Рохлинга, горьковскую машину занесло, развернуло и снова потеря драгоценного времени! 
Под утро начались проблемы с мотором, он сильно перегревался и водители заезжали в боксы, чтобы во время заправки и смены колёс механики окатили радиатор холодной водой и долили в него воду! 

В таком виде машина и пришла к финишу первой! 

Такой её и запомнили зрители – грациозная белая птица с оторванным крылом, облаком пара из-под капота, но – победительница!

zq-LrjKqtBs.jpg




0 Comments


There are no comments to display.

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now